поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Техническая диагностика
Слово "диагностика" греческого происхождения. В переводе
на русский язык означает "умеющий распознать". Техническая диагностика -
научное направление, сформировавшееся в рамках кибернетики, изучающее
проблемы, связанные с разработкой и применением систем технической
диагностики (СТД). Задача СТД - распознавать состояния технических
систем (турбин, реакторов,
двигателей внутреннего сгорания, реактивных двигателей и т. д.) в
процессе их работы, обнаруживать неисправности, устанавливать виды
дефектов и прогнозировать развитие возникших неисправностей во времени.
Для этого прежде всего требуется установить причину неисправности,
выяснить, в каком конкретном агрегате машины и какой именно элемент
вышел из строя (т. е. локализировать неисправность). Пусть, например,
двигатель автомобиля не запускается. Он неисправен. Но просто установить
этот факт недостаточно. Причин может быть много. Предположим, удалось
обнаружить, что неисправен важный агрегат двигателя - карбюратор. Но
карбюратор состоит из многих деталей. Необходимо установить, какая
именно деталь вышла из строя. Выяснить это необходимо для того, чтобы не
делать ненужных работ по устранению дефекта. Так, если засорился жиклер,
то его, не разбирая карбюратор, можно просто продуть насосом. Но если
изогнулась или сломалась ось поплавка, то карбюратор надо снять,
разобрать и устранить возникший в нем дефект, а затем вновь собрать и
установить на двигателе. Действия по устранению первой и второй
неисправностей двигателя не только совершенно различны, но и требуют
различных затрат времени на ремонт двигателя.
Важно также уметь определять время развития неисправности. Если,
например, у телевизора яркость кинескопа стала падать, то хотелось бы
знать, когда (через неделю или через год) яркость его упадет до такой
степени, что телевизор станет невозможно смотреть. Система технической
диагностики в данной ситуации должна не только констатировать, что в
кинескопе возникла неисправность, но и дать прогноз, как она будет
развиваться во времени.
По мере усложнения технических устройств меняется стратегия поиска
неисправностей и ремонта. Простые устройства ремонтируются лишь тогда,
когда они ломаются, отказывают или в них появляются неисправности или
дефекты. До поры до времени подобная стратегия ремонта машин и
механизмов вполне удовлетворительна. Однако по мере усложнения машин (и
в особенности в связи с появлением систем, отнюдь не безопасных в
аварийных ситуациях) такой подход к ремонту становится непригодным, так
как может привести к трагическим последствиям.
Такие технические устройства нуждаются в периодическом контроле и
профилактическом (пла-ново-предупредительном) ремонте. Представим себе,
что в эксплуатации находятся десятки или даже сотни тысяч автомобилей
одной модели. Наличие большого количества одинаковых машин позволяет на
основе статистического анализа определить среднее время их безотказной
работы. Именно это время определяет периодичность проведения
предупредительных ремонтов. А так как они проводятся в плановом порядке,
то такой ремонт называется планово-предупредительным.
Но у стратегии планово-предупредительных ремонтов есть один существенный
недостаток. При оценке периодичности контроля и ремонта (а уменьшение
периодов контроля и ремонта желательно, ибо при этом уменьшаются затраты
на их проведение) расчет производится для некоторого условного
"среднестатистического" объекта. Такая стратегия не учитывает
особенностей конкретного объекта (например, того, что данный автомобиль
"имеет склонность" к повреждениям в электропроводке). Получается, что
для одних объектов периодичность планового ремонта оказывается
чрезмерной и они быстро выходят из строя, а для других - недостаточной и
их контролируют и профилактически ремонтируют тогда, когда они в этом
еще не нуждаются.
Чтобы исключить подобные ситуации, применяют системы технической
диагностики. Чем же они хороши? Во-первых, системы технической
диагностики позволяют перейти от весьма неэкономных
планово-предупредительных ремонтов техники к ее ремонту тогда, когда это
действительно необходимо.
Во-вторых, СТД позволяет определять (прогнозировать) такие промежутки
времени, в течение которых объект диагностики должен работать исправно.
(Но если в пределах прогнозируемого периода у машины, механизма
появилась какая-либо неисправность, то СТД это установит.)
В-третьих, СТД находит, какая именно произошла неисправность, и
указывает место ее нахождения. Эта задача называется задачей локализации
неисправностей. Ее решение важно потому, что практически для любых
технических систем основное время (до 60 - 80% общего времени ремонта)
идет на поиск неисправностей.
В-четвертых, системы технической диагностики могут выдавать рекомендации
по проведению необходимых в наблюдаемой ситуации регулировочных и
наладочных работ. Например, известно, что позднее или раннее зажигание в
автомобильном двигателе снижает мощность двигателя, приводит к
перерасходу бензина, пониженное давление в шинах увеличивает их износ, а
повышенное давление в них увеличивает жесткость опор и вызывает
дополнительные вибрации корпуса автомобиля. Об-
наруживая подобные явления, СТД может выдавать рекомендации по
регулировке соответствующих параметров автомобиля.
Наконец, в-пятых, за счет решения задачи прогнозирования СТД уменьшает
опасность неожиданных отказов машины, приборов и других технических
устройств.