поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Человеко-машинная система
Человеко-машинная система выполняет свои задачи благодаря совместной
работе технических устройств и людей, которые рассматриваются как
неотъемлемые составляющие части всей системы. Например, это системы
водитель и автомобиль, пилот и самолет, рабочий и станок, оператор
энергетической системы и сама энергетическая система, автоматизированная
система управления, включающая людей, работающих в этой системе,
оператор и ЭВМ, и многие другие. Вообще говоря, все технические
устройства всегда представляют собой части некоторой человеко-машинной
системы. Казалось бы, что полностью автоматические системы (например,
завод, функционирующий без непосредственного участия людей, или
автономный робот, выполняющий работы на Луне) не являются
человеко-машинными системами. Но это не так. Ведь люди налаживают
автоматические системы, наблюдают и корректируют их работу, обмениваются
с системой информацией.
Технические средства, входящие в состав человеко-машинных систем, резко
увеличивают возможности человека. Они позволяют развивать огромные
усилия, выполняют сложнейшие производственные операции.
На протяжении многих лет развития техники факт совместной работы
человека с техническими устройствами выпадал из поля зрения
исследователей. И только в 40-х гг. нашего века стало ясно, что от
организации процесса взаимодействия человека и технических устройств
зависит качестве работы системы в целом. Наиболее четко эта проблема
выявилась тогда, когда к системе стали предъявлять высокие требования к
точности при решении динамических задач. Примером может служить работа с
приводом, непрерывно наводящим орудия на быстро движущуюся цель.
Управляя приводом, вращающим орудие, наводчик следя за целью в визир,
непрерывно совмещает перекрестие визира с изображением цели. Вращая
соответствующий маховичок, он либо изменяет положение орудия (ручной
привод), либо изменяет скорость поворота орудия, осуществляемого
приводным устройством (полуавтоматический привод). Уже в этой простейшей
задаче возникает целый ряд характеристик, обеспечивающих эффективную
работу человека в системе. Это, во первых, расположение визира,
обеспечивающее возможность наблюдения. Во-вторых, размерь маховичка,
величины усилий на нем, диапазон изменения скоростей его вращения, а
также расположение маховичка, позволяющее вращать его < необходимой
скоростью достаточно плавно, без рывков. И наконец, в-третьих,
обеспечение взаим ного расположения маховичка и визира, позволяющее
удобно и без большого напряжения работать i системе.
Изучение возможностей и особенностей чело века, выступающего в качестве
особого звена технической системы, привело к появлению новой научного
направления, находящегося на стыке кибернетики и психологии и
названного инженерно психологией.
Перед создателями человеко-машинных систем встала задача рационально
распределить функциит между человеком и машиной и максимально приспособить
техническую часть к возможностям человека. Необходимо было изучить
способности человека-оператора: развиваемые им усилия, способность
одновременно выполнять ряд механических действий: нажимать на педали,
вращать маховички, перемещать рычаги и т. п. Важно учитывать и
психологические особенности: быстрота реакции, способность воспринимать
информации со шкал измерительных приборов, оценивать зрительную
информацию на табло и разнообразных экранах, способность концентрировать
внимание, работать в условиях неполной или недостаточно определенной
информации, долго работать без утомления, способность быстро
переключаться с одного вида деятельности на другой и многие другие.
Ученые установили, что машина превосходит человека, когда необходимо
развивать значительные усилия и большие скорости, многократно выполнять
повторяющиеся рутинные операции и т. п. Но человек превосходит машину
при оценке больших и разнообразных объемов информации, при работе в
изменяющихся условиях, когда приходится принимать заранее
непредусмотренные решения, при восприятии сложных зрительных изображений
и оценке картин на экранах (типа телевизионных), когда требуется
концентрация внимания на отдельных важных частях поступающей информации,
а также при необходимости следить за функционированием системы в целом и
вмешиваться при возникновении нештатных ситуаций. Эти преимущества
связаны с тем, что человек обладает большими адаптационными
способностями, позволяющими ему быстро обучаться, работая в различных
ситуациях и приспосабливаясь к изменениям технических средств, с
которыми он работает.
С дальнейшим развитием технических средств: появлением систем, способных
автоматически воспринимать большие объемы информации и обрабатывать их,
появлением интеллектуальных систем - увеличилась возможность обмена
информацией между человеком и машиной.