поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Искусственный интеллект
(продолжение)
Долгие годы в психологии изучалась ассоциативная
модель мышления. Основной метапроцедурой этой модели является
ассоциативный поиск и ассоциативное рассуждение. Предполагается, что
решение неизвестной задачи так или иначе основывается на уже решенных
задачах, чем-то похожих на ту, которую надо решить. Новая задача
рассматривается как уже известная, хотя и несколько от-
личающаяся от известной. Поэтому способ ее решения должен быть близок к
тому, который когда-то помог решить подобную задачу.
Для этого надо обратиться к памяти и попытаться найти нечто похожее, что
ранее уже встречалось. Это и есть ассоциативный поиск. Когда, увидев
незнакомого человека, вы стараетесь вспомнить, на кого он похож,
реализуется метапроцедура ассоциативного поиска. Но понятие ассоциации в
психологии шире, чем просто "похожесть". Ассоциативные связи могут
возникнуть и по контрасту, как противопоставление одного другому, и по
смежности, т. е. в силу того, что некоторые явления возникали в рамках
одной и той же ситуации или происходили одновременно (или с небольшим
сдвигом по времени).
Ассоциативное рассуждение позволяет переносить приемы, использованные
ранее, на текущую ситуацию. К сожалению, несмотря на многолетнее
изучение ассоциативной модели, не удалось создать стройную теорию
ассоциативного поиска и ассоциативного рассуждения. Исключение
составляет важный, но частный класс ассоциаций, называемых условными
рефлексами. И все же метапроцедура ассоциативного поиска и рассуждения
сыграла важную роль: она помогла создать эффективные программы в
распознавании образов, в классификационных задачах и в обучении ЭВМ. Но
одновременно эта метапроцедура привела к мысли о том, что для ее
эффективного использования надо привлечь результаты, полученные в другой
модели мышления, опирающейся на идею внутреннего представления
проблемной области, на знания о ее особенностях, закономерностях и
процедурах действия в ней.
Это представление о мыслительной деятельности человека обычно называют
модельной гипотезой. Согласно ей, мозг человека содержит модель
проблемной ситуации, в которой ему надо принять решение. Для решения
используются метапроцедуры, оперирующие с совокупностью знаний из той
проблемной области, к которой принадлежит данная проблемная ситуация.
Например, если проблемная ситуация - переход через улицу с интенсивным
движением, то знания, которые могут помочь ее разрешить, касаются
способов организации движения транспорта, сигналов светофоров, наличия
дорожек для перехода и т. п.
В модельной гипотезе основными метапроцедурами становятся представление
знаний, рассуждения, поиск релевантной (связанной с данной проблемной
ситуацией) информации в совокупности имеющихся знаний, их пополнение и
корректировка. Эти метапроцедуры составляют ядро интеллектуальных
возможностей современных программ и программных систем, ориентированных
на решение творческих задач. В совокупности с метапроцедурами
целенаправленного поиска в лабиринте возможностей, ассоциативного поиска
и рассуждения они образуют арсенал интеллектуальных средств, которым
располагают современные интеллектуальные системы, часто называемые
системами, основанными на знаниях.
Можно сформулировать основные цели и задачи искусственного интеллекта.
Объектом изучения искусственного интеллекта являются метапроцедуры,
используемые при решении человеком задач, традиционно называемых
интеллектуальными, или творческими. Но если психология мышления изучает
эти метапроцедуры применительно к человеку, то искусственный интеллект
создает программные (а сейчас уже и программно-аппаратные) модели таких
метапроцедур.
Цель исследований в области искусственного интеллекта - создание
арсенала метапроцедур, достаточного для того, чтобы ЭВМ (или другие
технические системы, например роботы) могли находить по постановкам
задач их решения. Иными словами, стали автономными программистами,
способными выполнять работу профессиональных программистов-прикладников
(создающих программы для решения задач в определенной предметной области).
Разумеется, сформулированная цель не исчерпывает всех задач, которые
ставит перед собой искусственный интеллект. Это цель ближайшая.
Последующие цели связаны с попыткой проникнуть в области мышления
человека, которые лежат вне сферы рационального и выразимого словесно (вер-бально)
мышления. Ибо в поиске решения многих задач, особенно сильно
отличающихся от ранее решенных, большую роль играет та сфера мышления,
которую называют подсознательной, бессознательной, или интуитивной.
Основными методами, используемыми в искусственном интеллекте, являются
разного рода программные модели и средства, эксперимент на ЭВМ и
теоретические модели (см. Вычислительный эксперимент). Однако
современные ЭВМ уже мало удовлетворяют специалистов по искусственному
интеллекту. Они не имеют ничего общего с тем, как устроен человеческий
мозг. Поэтому идет интенсивный поиск новых технических структур,
способных лучше решать задачи, связанные с интеллектуальными процессами.
Сюда относятся исследования по нейроподобным искусственным сетям,
попытки построить молекулярные машины, работы в области голографических
систем и многое другое.
Существуют несколько основных проблем, изучаемых в искусственном
интеллекте.
1. Представление знаний - разработка методов и приемов для формализации
и последующего ввода в память интеллектуальной системы знаний из
различных проблемных областей, обобщение и классификация накопленных
знаний, использование знаний при решении задач.
2. Моделирование рассуждений - изучение и формализация различных схем
человеческих умозаключений, используемых в процессе решения
разнообразных задач, создание эффективных программ для реализации этих
схем в вычислительных машинах.
3. Диалоговые процедуры общения на естественном языке, обеспечивающие
контакт между интеллектуальной системой и человеком-специалистом в
процессе решения задач.
4. Планирование целесообразной деятельности - разработка методов
построения программ сложной деятельности на основании тех знаний о
проблемной области, которые хранятся в интеллектуальной системе.
5. Обучение интеллектуальных систем в процессе их деятельности, создание
комплекса средств для накопления и обобщения умений и навыков,
накапливаемых в таких системах.
Кроме этих проблем исследуются многие другие, составляющие тот задел, на
который будут опираться специалисты на следующем витке развития теории
искусственного интеллекта.
В практику человеческой деятельности интеллектуальные системы уже
внедряются. Это и наиболее известные широкому кругу специалистов
экспертные системы, передающие опыт более подготовленных специалистов
менее подготовленным, и интеллектуальные информационные системы (например,
системы машинного перевода), и интеллектуальные роботы, другие системы,
имеющие полное право называться интеллектуальными. Без таких систем
современный научно-технический прогресс уже невозможен.
Более подробно с основными проблемами искусственного интеллекта и с
экспертными системами можно познакомиться, прочитав статьи "Представление
знаний", "Моделирование рассуждений", " Диалоговые системы" и "Экспертные
системы".