поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Диалоговая система (продолжение)
Проанализируем работу "Элизы" на примере приведенного
диалога.
После первой реплики собеседника "Элиза" воспользовалась одним из
стандартных ответов, хранящихся в памяти. Этот стандартный ответ имеет
вид: "А вы любите X?", в который вместо X подставляется соответствующая
часть реплики собеседника. Если бы, например, диалог с "Элизой" начался
с фразы "Я приехал сюда на такси", "Элиза" могла бы поддержать разговор,
задав вопрос: "А вы любите ездить на такси?"
В своей второй реплике "Элиза" также использовала стандартную заготовку
типа: "Да. X - это У". Здесь У берется из реплики собеседника. Если
собеседник отвечает утвердительно (как в нашем примере) на вопрос: "А вы
любите А"?", то вместо У ставятся слова типа: прекрасно, хорошо,
великолепно и т. п., если же ответ собеседника отрицательный, то вместо
Уставятся слова из множества: плохо, не слишком хорошо и т. п. Нетрудно
сообразить, как построены остальные ответы и реплики "Элизы" в
приведенном разговоре.
Таким образом, фатический диалог не требует от системы понимания
содержания текста. Чтобы поддержать такое общение, надо иметь средства
синтаксического и лексического анализа реплик собеседника и специальные
процедуры для выбора и заполнения стандартных реплик.
Нечто похожее происходит и тогда, когда вы ведете телефонный разговор,
совершенно вас не интересующий. Только вежливость не позволяет вам
прервать его. И тогда вы переходите в режим фатического диалога. Почти
не слушая собеседника, вы периодически вставляете в разговор маркеры
типа: не может быть, интересно, что ты говоришь и т. п. И это позволяет
вам поддерживать разговор, практически не вникая в то, о чем пытается
сказать вам собеседник.
В интерфейсах первого уровня, использующих стандартные формы ответов,
общение происходит в режиме, называемом режимом "меню". Назван он так
потому, что процесс общения в этом режиме напоминает общение с
официантом в ресторане. Человек как бы спрашивает систему: "Что ты
умеешь?", а система в ответ предлагает "меню" того, что она умеет. И
человеку надо выбрать, что в этом "меню" его интересует. Тогда система
может выдать новое "меню", из которого человек может подробнее узнать о
способности системы. Производя выбор до нужного ему уровня, человек в
конце концов может попросить систему выполнить нужное ему действие.
С помощью такого же "меню" можно получать информацию о содержимом памяти
системы и вносить в него изменения. Такое же " меню" позволяет новичку
постепенно овладеть работой на компьютере или работой с новой
программной системой.
Родоначальницей интерфейса общения первого уровня можно считать
программу "Бейсбол", созданную в середине 60-х гг. в США. Она позволяла
вести с ЭВМ "содержательные разговоры" о бейсболе, подобные тем, которые
ведут ярые болельщики у нас в стране. Из-за довольно ограниченного числа
реплик в таких разговорах ("Какой счет в игре X и У?", "Z - лучший
вратарь", "Ясно, что М выйдет в полуфинал" и т. д.) набор стандартных
ответов программы оказался не слишком большим, и "Бейсбол" вполне мог
составить компанию для общения с любителями этой игры.
Сегодня уровень общения в человеко-машинных системах явно выше
описанного нами первого уровня. Но, как во всяком разумно организованном
хозяйстве, в интеллектуальных интерфейсах ничего не пропадает. Ведь чем
ниже уровень общения, чем он формальнее, тем легче, быстрее его
реализовать.
Поэтому интеллектуальные интерфейсы в качестве нижнего уровня общения
всегда содержат уровень "меню". И если этого уровня оказывается
достаточно для достижения целей общения, то именно он и
используется. Работу интерфейса на первом уровне общения иллюстрирует
структурная схема (рис. 2). Для режима "меню" нужен небольшой
лингвистический процессор, обеспечивающий несложный синтаксический
анализ реплик человека (такой анализ напоминает разбор предложений по
членам предложения, которым занимаются на уроках русского языка) и
заполнение свободных мест в стандартных ответных репликах. Кроме
лингвистического процессора, как видно из схемы, требуется еще
специальная зона памяти для хранения заготовок-ответов и процедура
выбора ответов по репликам человека.
Чтобы пояснить особенности следующих уровней общения, рассмотрим
некоторый текст Т, который будем считать введенным в систему: "Мальчик
проснулся в 8 ч. В 9 он позавтракал и побежал в кино на 10-часовой
сеанс. После кино он делал уроки, пообедал после 12, а в 2 ч у него
начался в школе первый урок".
Второй уровень общения реализуется тогда, когда система может отвечать
на вопросы типа: "В какое время мальчик проснулся?", или "Когда начался
первый урок в школе?", или "Что мальчик делал в 9 ч?" Ответы на все эти
вопросы имеются в самом тексте Т. Для получения ответа надо найти в
тексте соответствующее место и сформулировать ответ на вопрос, взяв из
текста соответствующую фразу или только тот ее кусок, который не
повторяет вопрос. В первом случае ответом на вопрос: "Когда проснулся
мальчик?" - будет фраза: "Мальчик проснулся в 8 ч", во втором случае -
реплика: "В 8 ч".