поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Диалоговая система (продолжение)
Что нужно для обеспечения этого уровня общения?
Практически ничего нового по сравнению с предшествующим уровнем. Только
лингвистический процессор должен быть более мощным и делать не простой
разбор "по членам предложения", а строить более содержательные связи
между словами, входящими в предложение. Для второго уровня
понимания необходим лингвистический процессор, способный производить не
только поверхностный синтаксический анализ предложений (все тот же
разбор по членам предложения), но и глубинный синтаксический и
семантический анализ. Два новых этапа анализа позволяют от обычной
записи предложения переходить к его специальному внутреннему
представлению в памяти компьютера в виде семантической сети (о
семантических сетях рассказывается в статье "Представление знаний").
На третьем уровне общения (ему соответствует третий уровень понимания)
интеллектуальный интерфейс позволяет отвечать на вопросы типа: "Что было
раньше: мальчик проснулся или позавтракал?" или "Сделал ли мальчик уроки
к началу занятий в школе?" Прямого ответа на эти вопросы в тексте нет.
Как мы сами отвечаем на них? Для поиска ответов на подобные вопросы мы
проводим не слишком сложные рассуждения. Чтобы ответить на первый
вопрос, мы сравниваем моменты двух событий: проснулся и завтракал. И
выводим правильный ответ на этот вопрос: "Раньше мальчик проснулся". Из
подобных же соображений мы находим ответ и на второй вопрос. Другими
словами, поиск ответа тут связан с использованием рассуждений о времени
(логика времени).
Если бы в систему был введен текст: "В комнате стоит стол. Слева от него
находится стул, а рядом со стулом этажерка", то на вопрос: "Как
расположена этажерка относительно стола?" - системе пришлось бы
использовать рассуждения о пространстве (пространственную логику). Тогда
бы она нашла правильный ответ: "Этажерка находится слева от стола".
Таким образом, на третьем уровне общения в интеллектуальный интерфейс
добавляются средства моделирования рассуждений о законах окружающей
среды. Они включают в себя логики времени и пространства, логики
размеров объектов, законы причинно-следственных и других связей. Все эти
логики образуют в совокупности некоторую формальную систему, о которой
говорится в статье "Моделирование рассуждений". С ее помощью из
известных системе знаний, содержащихся в тексте Т, получаются новые,
производные знания, что позволяет расширить этот текст до текста Т\.
Затем из нового текста получают ответы на реплики собеседника так, как
это делалось на втором уровне общения.
На рис. 3 показана структурная схема, обеспечивающая третий уровень
общения (блок обеспечения второго уровня общения содержит все те
компоненты, которые показаны на рис. 2).
Рис. 3
Если задать вопросы типа: "Где мальчик был в 11 ч?" или "Что мальчик
делал в 3 ч?", то, как и в случае вопросов, характерных для третьего
уровня общения, мы не найдем ответов в прямой форме в тексте Т. Но и
текст Т\ тут не помогает. В нем также нет ответов на вопросы подобного
типа. Откуда же мы берем эти ответы? Почему мы можем сформулировать
ответ на первый вопрос в виде: "В кино". Ведь ни в Т, ни в Т\ об этом
нет и речи.
Наши способности отвечать на подобные вопросы характерны для четвертого
уровня общения. Его реализация связана с использованием знаний,
относящихся к тексту Т, которые мы ранее назвали релевантными Т. В нашем
примере с первым вопросом четвертого уровня это знания о том, что такое
кино, что там делают люди и сколько в среднем длится киносеанс. Именно
эти знания позволяют нам сформулировать ответ: "В кино". Ответ на второй
вопрос связан с нашими знаниями о школе и деятельности учителей и
учеников. Если считать, что мальчик не прогульщик и действительно пошел
в школу, то ответ на второй вопрос: "Наверное, в школе" или просто "В
школе" - будет вполне "человеческим". Более осторожный ответ: "По всей
видимости, в школе" - также свидетельствует о понимании исходного текста
Т.
Что нового вносит в структурную схему интеллектуального интерфейса
четвертый уровень общения? Прежде всего, специальные механизмы для
поиска релевантной информации в базе знаний о предметной области, к
которой относится текст Т. Эти релевантные знания расширяют Т до текста
Ti- По тексту 72 производятся правдоподобные рассуждения, с помощью
которых формируется текст Т3 и ответ на реплику собеседника. На рис. 4
показана соответствующая структурная схема.