поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Когнитивная психология
Когнитивная психология - одно из направлений современной
психологической науки, связанное с поиском внутренних причин того или
иного поведения живой системы. Как правило, объектом изучения выступает
знание человека о себе и окружающем мире, а также познавательные
процессы, обеспечивающие приобретение, сохранение и трансформацию этого
знания.
Когнитивная психология возникла в конце 50-х - начале 60-х гг. нашего
века как реакция на бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) -
учение, отрицавшее роль внутренних психических процессов (за исключением
обучения, трактовавшегося как выработка условных рефлексов) в регуляции
поведения. Первоначально основной задачей когнитивной психологии было
изучение преобразований сенсорной информации с момента попадания
раздражителя на рецепторы органов чувств до возникновения образа и
генерации ответа. При этом исследователи опирались на компьютерную
метафору - аналогию между процессами переработки информации человеком и
в универсальном вычислительном устройстве.
Люди всегда интересовались своей сутью. Познание себя во все времена
привлекало ученых. Это познание было возможно лишь при использовании
аналогий с системами, строение и функционирование которых человеку было
понятно. Человеческий организм стали сравнивать с механическими
устройствами, когда техника создания таких устройств достигла
значительного уровня развития. В этот период сердце виделось хорошо
работающим механическим насосом, а движения конечностей уподоблялись
шагающим механическим приспособлениям. Век электричества породил
аналогию процессов, протекающих в нервной системе человека, с теми,
которые протекают в электрических цепях. Голография тут же породила
голографические модели мозга. И компьютерная метафора стала законным
средством аналогии, когда появились и стали совершенствоваться эти
универсальные переработчики информации.
В результате были выделены многочисленные структурные блоки
познавательных и исполнительных процессов, такие, например, как
кратковременная и долговременная память. Кратковременная память
связывалась с ранними этапами переработки информации, обеспечивающими
активный отбор сведений для последующего продолжительного
(долговременного) хранения. По сути дела, кратковременной памяти
приписывалась роль оперативной памяти вычислительного устройства.
Постепенно, однако, были обнаружены существенные различия в процессах
восприятия и запоминания словесного (вербального) и сложного
невербального материала, например: запахов, лиц, сельских и городских
ландшафтов. В частности, при запоминании естественного наглядного
материала фаза кратковременного хранения может отсутствовать.
Эти и другие факты привели к тому, что на первый план выступили вопросы
специфики представления (репрезентации) различных видов знания человека
о себе и окружающем его мире. Весьма существенным оказалось, например,
различение процедурных представлений знания ("знание как") и
декларативных знаний ("знание что"). Другим важным направлением
исследований стало выявление специфики представления (а также
взаимодействия) вербальных и наглядно-образных компонентов знания. На
смену компьютерной метафоре пришло сравнение организации познавательных
процессов с функциональной архитектурой мультипроцессорных систем,
обеспечивающих одновременное протекание многих процессов, причем в ряде
случаев появилась возможность обнаружить нейрофизиологические структуры,
выполняющие роль отдельных процессоров, или модулей. Так, согласно
некоторым данным, различение вербальных и наглядно-образных знаний может
быть связано с различием в процессах обработки информации структурами
левого и правого полушарий головного мозга человека. В крайнем варианте
данного мультипроцессорного подхода, называемом "коннекционизмом" (connectionism),
в качестве модулей когнитивных процессов рассматриваются отдельные
нейроны либо другие единицы нейронных сетей. При этом принципиальное для
современных ЭВМ различие функциональной архитектуры и программного
обеспечения здесь становится несущественным.
В силу своего междисциплинарного характера изучение и моделирование
познавательных процессов стали в последние годы центральными для так
называемой "когнитивной науки" (cognitive
science), или "когнитологии", включающей целую группу научных дисциплин,
среди которых ведущую роль, наряду с когнитивной психологией, играют
искусственный интеллект, философия познания, лингвистика и
нейрофизиология.
Для тех, кто занимается созданием машин и систем с развитым
"интеллектом", достижения когнитивной психологии очень важны. Ее
результаты показывают то сходство и то различие, которые имеются в
организации разумного человеческого поведения и поведения искусственных
систем. Поэтому в последние годы специалисты по когнитивной психологии
работают в тесном контакте с создателями интеллектуальных систем.