поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Психолингвистика
Психолог О. Скороходова и философы А. Сироткин и В. Суворов в нашей
стране), показывают лишь конечный результат овладения языком, но сам
механизм этого овладения остается пока не до конца ясным, хотя некоторые
данные об этом механизме уже известны. В процесс овладения языком входят
механизмы формирования видовых понятий из "предпонятий", представляющих
собой наблюдаемые в реальном мире совокупности однотипных объектов
(конкретных персонифицированных собак, предметов домашнего обихода в
квартире или доме, где живет ребенок, и т. п.). Появление видового
понятия - первый шаг в овладении языком, так как он требует уже
называния предпонятия. Так появляются слова "стол" (вообще, а не тот
конкретный стол, который стоит в столовой), "собака" (вообще, а не
живущий дома пес) и т. п.
Переход от видовых понятий к родовым вообще невозможен без владения
языком. Например, понятия "млекопитающее" или "живой организм" уже не
вызывают за собой никаких конкретных образов, а есть определенная
логическая конструкция, полученная путем рассуждения, а не наблюдения.
Такой уровень абстракции невозможен без того, что принято называть
функциональным базисом речи. Например, понятие "цвет" (и само слово
"цвет") может сформироваться только после того, как сформированы и
усвоены понятия (и соответствующие им слова) "красный", "зеленый" и
другие, фиксирующие различимые цветовые оттенки.
В отличие от компьютера, умеющего различать слова "красный" и "зеленый"
и способного, например, переводить эти слова на другие языки, знающего,
с какими другими словами эти слова сочетаются, но не различающего самого
цвета, и младенец, и дельфин, и шимпанзе распознают именно цвета, не
зная на определенной стадии развития их языковых эквивалентов (и
возможно, не узнают этого никогда).
Сказанное означает, что у человека, как и у высших животных, есть
обобщающий образ данных оттенков цвета в их УПК. Но для УПК человека на
некотором этапе развития появляется связь "образ - слово", и связи
такого рода с течением времени непрерывно количественно увеличиваются и
усложняются.
3. Сопоставление онтогенеза человека и высших животных в овладении
языком. О том, как проходит у человека переход от образов, связанных с
УПК, к их словесным эквивалентам, уже было сказано. У высших животных
этот этап также присутствует, но он значительно обеднен. Опыты обучения
обезьян естественному языку (конечно, не речи, а именно языку как
символьной системе, пригодной для описания реальности и коммуникации)
показали, что они могут овладеть элементами языка, но у них с точки
зрения возможностей человека резко ограничено число "заместителей"
(символов или сигналов, включая словесные команды) и столь же резко
ограничена достижимая сложность устанавливаемых связей.
Возможно, что, когда компьютеры встанут на путь эволюции, в чем-то
подобной той, в которой участвуют живые организмы, им придется повторить
путь "высшее животное - младенец человека - зрелый человек", который
проходит каждый человек, овладевая языком.
4. Нейролингвистика. Это направление психолингвистики занимается
созданием описательных моделей процесса порождения и понимания речи и
письменных текстов с учетом функций участков головного мозга. В
частности, ученые пытались выяснить, какие участки нашего мозга
ответственны за правильное синтаксическое построение фраз и текстов, за
лексическое наполнение грамматических конструкций, за семантику
создаваемых и воспринимаемых текстов. В этой области, пожалуй, сейчас
больше вопросов, чем ответов.
5. Психолингвистическая мотивация языкового знака. Знак считается
мотивированным, если его звуковая форма в какой-то мере соответствует
тому, что обозначает этот знак. Например, знаки-слова "хрюкать",
"свистеть", "шуршать" в русском языке являются мотивированными. Таких
мотивированных знаков-слов в развитых естественных языках немного - не
более нескольких тысяч. А в языках, стоящих на уровне племенных или
языков малых народов, их куда больше. Это проливает свет на процесс
возникновения человеческих языков (начало филогенеза языка).
В психолингвистике развивается специальное направление - фоносемантика.
В ней решается проблема о соответствии смысла текста его звуковой форме
с учетом ритмического рисунка текста и его тембровой окраски.
6. Невербальные компоненты коммуникации. Всякое человеческое общение
включает в себя также и массу жестов, мимических компонентов,
специальных поз и т. п. Эти невербальные компоненты взаимодействуют с
вербальной (словесной) частью высказываний, но в ряде случаев могут
полностью заменять их (кивок как знак согласия, указательный жест, жест
нетерпения и т. п.). К невербальным компонентам относятся и фрагменты
той ситуации,
в которой осуществляется коммуникация. Эти фрагменты включаются в
процесс общения сознательно или бессознательно (выражение лица
собеседника, его костюм или платье).
Компьютеры будущего должны будут овладеть невербальными компонентами
общения, чтобы диалог "человек - компьютер" был максимально приближен к
общению между людьми.