поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Гипертекст
Читая некоторый текст, мы воспринимаем его последовательно,
предложение за предложением. Это вызывает уверенность, что тексты на
естественном языке линейно упорядочены. Но изучение их строения
показывает, что такой упорядоченности нет. Это хорошо видно, когда
события, описанные в тексте, экранизируются. И тогда в кадре
одновременно возникает несколько событий, протекающих параллельно во
времени. А в тексте эти события описаны последовательно.
Рассмотрим другой пример. Возьмем текст из школьного учебника (например,
из учебника геометрии) и попробуем представить его на различных уровнях.
На первом уровне можно читать текст, пропуская все примеры, поясняющие
положения текста, а также все доказательства, включенные в него. На
втором уровне можно ограничиться исключением частей текста, относящихся
к примерам. А на третьем уровне сохранить весь текст целиком. Тогда
вместо одного текста будет три его представления, превращающихся друг в
друга после вставки и исключения некоторых участков.
Важно то, что все три текста имеют одно и то же содержание, хотя и
изложены с разным уровнем подробностей.
И еще одцн пример. Когда происходит некоторое событие (например,
несчастный случай на улице) и опрашиваются его свидетели, то формируемые
ими тексты, хотя и говорят об одном и том же происшествии, всё же
различны. Эти отличия могут касаться подробностей, но могут и по-разному
излагать весьма важные моменты.
Все сказанное наводит на мысль о том, что текст не является строго
линейно упорядоченным. Он представляется сетью, графом, в вершинах
которого находятся куски текста, а дуги показывают, в какой
последовательности можно соединять эти куски в линейно упорядоченный
текст. Проходя из начальной вершины по разным путям, можно собирать
разные варианты линейного текста (имеющие разную степень подробности,
отражающие различные детали и т. д.).
Представление текста (вернее, множества в чем-то одинаковых по
содержанию текстов) в виде сети получило название гипертекста. При его
машинном представлении вершине соответствует область памяти, в которой
хранится текст, а дуге - возможность, находясь в начальной вершине дуги
(т. е. имея на экране дисплея текст этой вершины), быстро - нажатием
нескольких клавиш - вызвать на экран и поместить в нужное место текст,
лежащий в конечной вершине дуги.
На основе таких представлений в интеллектуальных системах, работающих с
текстами на естественном языке (см. Компьютерная лингвистика),
реализуется специальная гипертекстовая технология, позволяющая решать
ряд проблем. При обучении с помощью компьютера такая технология
позволяет выбирать наиболее эффективный для учащегося уровень изложения.
Если обучающийся не понял какой-то части курса, то система может
изложить ему эту часть более подробно или привести поясняющие примеры.
Но система не будет терять на это время, если эта часть понятна и без
пояснений.
В системах автоматического составления стандартизированных документов
гипертексты используются для представления документов в разных формах и
с разной степенью подробности. Пользователь по своему желанию может
получить нужный ему документ, выбирая тот или иной путь движения по
сети, представляющей множество возможных вариантов документов.
Наконец, при синтезе новых текстов, о чем подробнее говорится в статье
"Синтез текстов", гипертекстовые технологии позволяют синтезировать
множество текстов, "набираемых" из кусков текстов, находящихся в
вершинах сети, описывающей некоторый гипертекст.