поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Информационная система
Информационная система - это хранилище информации, снабженное
процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Наличие таких
процедур - главная особенность информационных систем, отличающих их от
простых скоплений информационных материалов. Например, личная
библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец,
информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок
размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача
книг, а также размещение новых поступлений представляют собой
стандартные процедуры, близкие к алгоритмам.
Работа информационных систем заключается в обслуживании двух встречных
потоков новой информации: ввода новой информации и выдачи текущей
информации по запросам. Поскольку главная задача информационной системы
- обслуживание клиентов, система должна быть устроена так, чтобы ответ
на любой запрос выдавался быстро и был достаточно полным. Эти требования
обеспечиваются наличием стандартных процедур поиска информации и тем,
что данные системы расположены в определенном порядке.
Рассмотрим, например, отдел кадров небольшого предприятия, в котором
хранятся стандартные сведения о сотрудниках: год рождения, семейное
положение, домашний адрес, должность, оклад. Время от времени в отдел
кадров поступает информация об их изменении. Если весь порядок ввода и
хранения информации заключается в том, что очередной поступивший
документ кладется куда-то в шкаф, то для того, чтобы получить нужные
данные, придется перебрать все бумаги в шкафу. Ясно, что так информацию
хранить нельзя. Соблюдение элементарного порядка, а именно: все
документы одного сотрудника собраны в одном месте и лежат в порядке
поступления, скажем, в одной папке, а папки расположены по алфавиту,
сильно сокращает поиск. Такой порядок размещения данных образует
трехуровневую иерархическую структуру (дерево): первый уровень дерева -
это предприятие, второй уровень - фамилии его сотрудников, третий
уровень - документы о каждом из них. Поскольку гораздо чаще нужны не
сами документы, а сведения, в них содержащиеся, можно сократить время
поиска, что обычно и делается.
Для каждого сотрудника заводят стандартную карточку, в которую внесены
нужные данные в одинаковом для всех порядке и указания на то, где
хранятся соответствующие документы (приказы, справки и т.д.). Чтобы этот
порядок соблюдался, при получении каждого нового документа следует
проделать определенные процедуры: найти нужную карточку, занести в нее
данные, найти папку и положить в нее документ. Это и есть процедуры
ввода и размещения информации.
Время от времени на каждом из уровней может произойти переполнение: на
карточке нет места для новых записей, папка переполнена документами, а
шкаф забит папками. Поэтому производится регулярная чистка. В
информационных системах эту процедуру называют удалением мусора.
Карточки переписывают, удаляя устаревшие данные, карточки выбывших
сотрудников, их папки, а также ненужные документы из хранящихся папок,
либо помещают в архив (пятый уровень), либо выбрасывают.
Сама идея информационных систем и некоторые принципы их организации
возникли задолго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро,
телефонные справочники - все это информационные системы. Однако
компьютеризация на несколько порядков повысила эффективность
информационных систем и расширила сферы их применения.
Во-первых, резко возросли скорости всех видов обработки информации:
поиска и размещения (внутри ЭВМ), выдачи (на экран или печать), передачи
и ввода (по средствам электронной и космической связи в информационные
системы любой точки земного шара). Для некоторых видов информационных
систем именно скорости передачи и ввода играют решающую роль. Таковы,
например, автоматизированные системы продажи авиационных и
железнодорожных билетов или многотерминальные системы электронной
торговли ценными бумагами, где только высокая скорость ввода информации
может исключить продажу мест (или акций), которые минуту назад были
проданы с другого терминала.
Во-вторых, во много раз увеличились возможности хранения больших объемов
информации: как за счет того, что машинные носители информации (диски и
ленты) в сотни и тысячи раз компактнее бумажных носителей (бумаг и
книг), так и за счет того, что только при высоких скоростях ЭВМ можно
проводить поиск в таких объемах за приемлемое время.
В-третьих, благодаря использованию электронной связи и сетей ЭВМ
потеряло значение расстояние между информационной системой, источниками
информации и ее клиентами. Достаточно иметь терминал, т. е. персональную
ЭВМ или другое устройство, позволяющее запрашивать и получать нужную
информацию и соединенное с системой каналами связи.
Не следует думать, что высокая эффективность современных информационных
систем автоматически достигается только применением современных
технических средств. Для того чтобы максимально использовать их огромные
возможности, нужно хорошо проработать структурные, алгоритмические и
языковые вопросы, т. е. разработать структуры данных, алгоритмы
обработки информации и языки общения с системой.
На примере отдела кадров мы познакомились с иерархической структурой
данных. Однако в иерархической структуре не на все вопросы можно
получить одинаково быстрые ответы. В нашем примере по фамилии сотрудника
легко найти нужные сведения о нем (его признаки). Гораздо труднее по
конкретному значению признака найти сотрудников, которые им обладают, -
придется перебрать все карточки. Это происходит потому, что в иерархии
(дереве) данных фамилии расположены выше (на втором уровне), чем
признаки. В отделе кадров гораздо чаще бывают вопросы первого типа (по
фамилии найти признак); поэтому неудобства, связанные с вопросами
второго типа, не так велики.
Если чаще бывают вопросы "по признаку (скажем, по году рождения) найти
фамилии всех, кто им обладает", то иерархию надо строить по-другому:
сгруппировать сотрудников по годам, т. е. в дереве данных расположить
признак "год рождения" выше фамилии. Если же фамилии ищут по разным
признакам и вопросы разных видов задаются одинаково часто, то
иерархическая структура вообще оказывается неудобной. Вопросы построения
различных структур данных и эффективных алгоритмов обработки информации
в них рассматриваются в теории баз данных - теоретической основе
построения информационных систем.
Языковые проблемы связаны с обеспечением удобного общения с системой.
Обращение пользователя к системе за информацией называется запросом. В
простейшем случае фиксируется небольшое число возможных запросов, на
которые заранее готовы ответы. Так устроены, например, железнодорожные
справочные, где на пульте расположены кнопки с названиями станций. Здесь
число возможных запросов равно числу кнопок. При нажатии кнопки выдается
вся имеющаяся информация о поездах по данной станции.
Несколько более сложный случай - запрос, в котором зафиксирован набор
признаков. Значения некоторых признаков указываются пользователем (по
ним надо искать), значения остальных признаков должна указать система.
Здесь естественная форма запроса - бланк (на бумаге или на экране
дисплея), графы которого - стандартные, но число вариантов заполнения
может быть велико.
Гораздо сложнее ситуация, когда пользователю нужен стандартный набор
различных данных, удовлетворяющих определенным условиям, например
логическая комбинация признаков ("выдать фамилии всех сотрудников,
родившихся в интервале с 1930 по 1940 гг., которые либо неженаты, либо
живут в Московской области"), транзитный железнодорожный маршрут с
наименьшим временем ожидания поездок или сложная цепочка обменов при
обмене жилплощади. Система, способная отвечать на такие запросы, должна
располагать специальным языком запросов, на котором пользователь
описывает то, что ему нужно. Такой язык может содержать различные
операции над признаками: логические, арифметические, операции сравнения
и т. д. Транслятор превращает такой запрос в алгоритм поиска нужной
информации.
Наряду с языком запросов (т. е. входным языком) , пользователю часто
требуется задать определенную форму для выходной информации. Это нужно,
в частности, при машинной выдаче финансовых и отчетных документов. Для
этого создаются языки выходных документов, с помощью которых
пользователь указывает форму и расположение выходной информации на
бумаге или экране.
Еще одна важная проблема, которую приходится решать при создании
информационных систем, - это защита информации. У этой проблемы -
несколько сторон. Во-первых, защита от помех (особенно при передаче по
линиям связи) и сбоев аппаратуры. Для ее организации используются методы
теории кодирования. Во-вторых, защита от неправильных действий
некомпетентного пользователя: никакое неправильное нажатие кнопок
терминала или нарушение инструкций при общении с системой не должны
портить информацию в системе. И, наконец, защита от несанкционированного
доступа, т. е. от пользователей, желающих получить информацию, к которой
у них нет права доступа, либо исказить имеющуюся в системе информацию.
Для такой защиты используются программные пароли, средства шифрования и
т. д.
Программное обеспечение первых информационных систем создавалось каждый
раз "с нуля": для новой системы заново строились структура данных и
программы обработки информации в ней, разрабатывался язык запросов,
транслятор с него и т. д. В настоящее время существуют разнообразные
средства программирования информационных систем - системы управления
базами данных (СУБД), в состав которых входят средства организации
структуры данных, языки запросов и выходных документов, программы ввода
информации, удаления мусора и др. СУБД существенно ускоряют процесс
разработки информационных систем.
Массовое распространение ЭВМ, электронных средств связи и
совершенствование СУБД ведут к постоянному расширению областей
использования информационных систем. Справочные службы, библиотечные
каталоги, различные картотеки - это традиционные сферы их применения.
Автоматизированные информационные системы применяются также на
производстве: в них вводится информация о ходе выполнения
производственных заказов, о наличии инструмента, деталей, сырья на
складах предприятия. В деловой сфере, где постоянно обновляются сведения
о товарах и фирмах, биржевая и банковская информация, курсы валют и
ценных бумаг, и в сфере обслуживания (системы продажи билетов,
бронирования мест в гостиницах) они также необходимы.
Имея персональный компьютер и несложную СУБД, человек, не знающий
программирования, может создать собственную информационную систему. Это
удобно для профессионалов, род деятельности которых требует обширных
картотек и записных книжек: ученых, писателей, юристов, маклеров.
Современные средства связи позволяют, не выходя из дома, подключить свой
компьютер к соответствующим каналам связи и стать абонентом различных
информационных систем.
В будущем информационном обществе роль информационных систем как в
трудовой деятельности, так и в быту возрастет еще более. Людей,
разрабатывающих, обслуживающих и использующих такие системы, станет
гораздо больше, чем людей, изготовляющих и применяющих материальные
орудия труда.